Эпиктет (текст выступления на Дне ученика в «Новом Акрополе») В основе учения Эпиктета простая мысль: сделал дело — гуляй смело! Иными словами: если исполнять то, что требует от человека жизнь — согласно его социальным ролям, природе, дхарме, — это и позволит сохранять свободу внутреннюю, «гулять смело». Попробую показать, как из опыта Эпиктета вытекало его учение и из учения — его дела. Эпиктет родился около 50 года нашей эры рабом (само прозвище «Эпиктет» означает «приобретённый»), в юности был перевезён в Рим и служил у императорского секретаря, сопровождая его (в том числе) на лекции стоика Музония Руфа. Об этих лекциях можно судить по таким впечатлениям Эпиктета: «Каждый из нас сидел и думал, что кто-то наябедничал про него Руфу: так проницателен он был, так показывал зло каждого. Ведь философу, как и врачу, незачем заманивать к себе, — вышло бы так: „Приглашаю тебя прийти и послушать, что дела твои плохи, что заботишься обо всём, кроме нужного, что не знаешь блага и зла, что злополучный ты и несчастный“». Как можно представить по этим словам, Музоний Руф был и политическим оппозиционером. Но Эпиктет видел неудачные попытки исправить тиранию тогдашних императоров, — попытки и Руфа, и другого выдающегося стоика, Сенеки. Поэтому Эпиктет воспринял то, каким должен быть человек, во многом от Руфа, но подчёркивал, что пытаться применять это знание разумно лишь к себе: всё остальное от человека просто не зависит. Эпиктет стал свободным уже в возрасте около двадцати лет и продолжал жить в Риме, по-видимому, проповедуя по примеру Сократа, о котором отзывался так: «Сократ обрёл совершенство — тем, что обращал внимание на внутренний смысл. А ты, хоть и не Сократ, должен жить как намеревающийся им стать». В возрасте около сорока лет Эпиктет был (как и другие философы) изгнан из Рима и с Апеннинского полуострова вообще — и просто поселился в греческом городе рядом, основал философскую школу и прожил ещё сорок лет. Эпиктет так и учил рассуждать: «Хочешь мне изгнания? Куда бы я ни отправился, там мне будет хорошо. Ведь и здесь мне было хорошо не из-за места, а благодаря убеждениям, которые я унесу с собой: только они и есть моё неотъемлемое». Эпиктет не был женат, но в старости усыновил ребёнка, которого родители не могли содержать. При этом сам Эпиктет владел лишь соломенной подстилкой, деревянной скамьёй и глиняной лампой, которая после его смерти была куплена почти за пуд серебра. «Хочешь мне бедности? Подавай, и ты узнаешь, что такое бедность, нашедшая для своего исполнения хорошего актёра». Как и Сократ, Эпиктет учил через живые беседы, — записанные его учеником, который подготовил и выжимку из этих бесед, так называемое «Руководство». Это «Руководство» было популярно в Средние века и использовалось даже в христианских монастырях. И Толстой в своё время записал в дневнике: «Надо себе составить Круг чтения: Эпиктет на первом месте, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Евангелие». В составленном в результате сборнике мыслей «Круг чтения» помещено действительно немало из Эпиктета, особенно характерна такая адаптация его слов: «Желая лишь того, чего желает Бог: правды, любви, — ты не можешь быть несвободен. Нет такого положения, в котором ты не мог бы проявить правду и любовь, — и потому нет положения, в котором ты бы мог быть лишён свободы». Лично мне учение Эпиктета помогает, например, когда младший брат или давний ученик рассказывает о делах и упоминает какую-нибудь несправедливость (скажем, из вчерашнего: преподаватель заставляет отправлять работы в срок и при этом сам подолгу их не проверяет). Обычно отвечаю так: «Да, это неприятно тем-то и тем-то. Но есть то, что от нас зависит, и то, что не зависит. И раз сделано первое, ошибки нет». И дальше можно переключать внимание собеседника на другое из того, что от него зависит. В заключение хотелось бы познакомить с ещё одной, музыкальной адаптацией слов — и дел этого замечательного учителя, всегда доступного для приобретения в собственную душу. * * * За вдохновение и обратную связь при подготовке выступления благодарю учителя Леонида Мебеля и собратьев по полёту: Павла Игнатова, Елену Чайку, Галину Абаимову и Елену Агапову.

Теги других блогов: философия Эпиктет стоицизм